1. Проблема бездомных животных: причины возникновения и последствия для населения городов

Бездомные животные представляют собой угрозу безопасности населения городов: они являются переносчиками различных инфекционных заболеваний, в т.ч. бешенства; отдельные стаи собак регулярно нападают на прохожих, пугают детей, уничтожают редкие виды диких животных; ухудшают видеоэкологию города.

Зарубежные специалисты выявили несколько причин появления на улицах городов бездомных животных:

• Перепроизводство животных в коммерческих целях вызывает несоответствие между спросом и предложением, и «лишние» животные оказываются на улице.

• Урбанизация в сочетании с достижениями ветеринарной медицины создали условия, обеспечивающие более долгую жизнь бездомных животных и их способность к размножению.

• Быстрое естественное размножение собак и кошек.

• Безответственность владельцев, выбрасывающих «надоевшую игрушку» на улицу. Рост числа бездомных животных наблюдается особенно в летнее время, когда хозяева, уезжая в отпуск, выгоняют животных на улицу.

• Несоблюдение правил выгула собак (собаки убегают от невнимательных владельцев).

• Круглогодичный избыток доступного корма (незакрытые мусорные бачки) и убежищ.

• Владельцы домашних животных не подвергают их операции по стерилизации.

• Отсутствие со стороны государства необходимого уровня просвещения населения.

• Отсутствие приютов.

• Отсутствие системы учета домашних животных.

Сегодня в экономически развитых странах в целом успешно решается данная проблема. Высоких результатов по контролю численности бездомных животных возможно достичь, по мнению западных специалистов, проводя систему следующих мероприятий:

1. Разработка необходимого законодательства в данной области.(1)

2. Осуществление государственного контроля.

3. Взаимодействие органов местной власти и благотворительных общественных организаций.

4. Обучение и просвещение граждан.

5. Идентификация приобретаемых животных.

6. Соблюдение правил выгула собак.

7. Введение экономических механизмов, косвенно регулирующих численность собак (дифференцированная плата за получение лицензии на владение животным, которая зависит от того, стерилизовал ли владелец свое животное).

8. Организация стерилизации животных.

9. Организация приютов.

10. Стимулирование граждан забирать из приютов животных, найденных на улице.

11. Введение методик: «безвозвратный отлов» и/или ОСВ («отлов- стерилизация-возврат»).(2)

12. Проведение гуманного умерщвления (эвтаназии) бездомных животных.

Специалисты в экономически развитых странах отказались от простого отлова и умерщвления бездомных животных, т.к. данный способ оказался малоэффективным. Для решения проблемы был выбран более сложный, но эффективный путь: превентивная работа по просвещению населения и законодательное регулирование обращения с животными начиная от их рождения, условий содержания, и до самой смерти.

2. Опыт решения проблемы бездомных животных в США

В 1976 году Американская Ассоциация ветеринарной медицины, Общество по гуманному обращению с животными Соединённых Штатов (Гуманное общество Соединенных Штатов, HSUS), Американская Гуманная Ассоциация (AHA) и Институт кормов для домашних животных разработали модельный проект Правил контроля численности собак и кошек (Model Dog and Cat Control Ordinance), содержавший основные положения, которые были приняты городами на всей территории Соединённых Штатов.

Так, например, на интернет-сайте (3) нормативно-правовых актов города Чикаго опубликованы Правила, регламентирующие деятельность муниципальной службы Контроля животных (Animal Care and Control), a также Правила содержания животных в городе Чикаго. Основной принцип в отношении бездомных животных: «Любое безнадзорное животное на улице или в общественных местах или в пределах частных владений лица, не являющегося собственником животного, подлежит немедленному отлову специалистом по контролю (Animal Control Officer)».(4) Данным принципом руководствуются и во всех остальных штатах страны.

Контролируют и осуществляют по мере необходимости помощь работникам муниципальных служб, общественным организациям и приютам в работе по отлову животных работники полиции.(5) Так, Департамент полиции города Кэри имеет в своем штате трех штатских специалистов по контролю городских животных (animal control officers). В их обязанности входит проведение расследований по случаям жестокого обращения с животными, сообщений о случаях бешенства, и покусов людей животными.

Нереалистично рассчитывать на то, что семьи возьмут к себе «избыточных» собак и кошек, а также на то, что владельцы домашних животных обязательно отведут их к ветеринару для стерилизации. Поэтому в каждом городе действует специальная Программа надзора за животными, которая включает в себя ряд компонентов:

• Отлов бездомных животных и организация приютов.

• Стерилизация и получение лицензии на владение животным.

• Просвещение населения.

• Современные методы быстрого поиска потерянного животного.

• Правила выгула собак и идентификационные жетоны.

• Ограничение численности животных у одного владельца.

• Заниженные цены на продажу бездомных животных из приюта.

• Введение административной ответственности за нарушения.

действующего законодательства.

• Ведение статистики.

2.1. Отлов бездомных животных и организация работы приютов.

Основным направлением Программ надзора за животными является безвозвратный отлов и помещение животных в приюты (приюты также действуют как центры сбора «лишних» животных у владельцев и как центры передачи животных новым владельцам). После обязательного срока передержки, в течение которого собаки и кошки возвращаются владельцам, животные могут быть переданы новым владельцам или общественным приютам для дальнейшего содержания. Невостребованные животные усыпляются. Усыпление (эвтаназия) рассматривается как неизбежная мера, так как приюты, выполняющие муниципальные программы — так называемые «приюты неограниченного приема» (open-admission shelters) — должны обеспечивать достаточную пропускную способность и быть всегда готовыми к поступлению новых животных. Крупнейшие зоозащитные организации (Всемирное общество защиты животных (WSPA); HSUS и РЕТА в США) считают, что усыпить животное более гуманно, чем бросить его на произвол судьбы на улице и обречь на раннюю и жестокую смерть.

Впрочем, наряду с приютами «неограниченного приема», существуют приюты, принадлежащие организациям, которые не считают гуманным усыплять здоровых животных. Эти «приюты ограниченного приема» (limited-admission shelters) прекращают прием животных, если нет свободных мест. Приюты без умерщвления, т.н. «no-kill», как правило, имеют длинные «списки ожидания» владельцев животных, желающих сдать своих любимцев, и многие из этих владельцев вынуждены находить альтернативные пути выхода из положения. Они выполняют важную, но второстепенную роль в мероприятиях по контролю численности животных.

Существует также типологизация приютов по форме собственности: государственные, частные и частные организации с государственным контрактом.

Как правило, государственные (муниципальные) приюты (службы контроля численности животных) относятся к организациям, чаще всего использующим эвтаназию (организациям «неограниченного приема»). Это является неизбежной мерой, т.к. такие приюты реализуют муниципальные программы (т.е. имеют ограниченные финансовые средства) и вынуждены всегда иметь резерв для новых неожиданных поступлений. Однако, и среди частных приютов встречаются пункты «неограниченного приема».

Частные приюты — организации по гуманному обращению с животными, их защите. Большинство городских и сельских районов обслуживается одной или несколькими местными организациями. Их обычные названия: Общество по гуманному обращению с животными или Гуманное общество (the Нumaпе Society), Лига спасения животных (Animal Rescue League), Общество по предотвращению жестокости в отношении животных (the Society for the Prevention of Cruelty to Animals). Используются также иные наименования, которые говорят о зоозащитном характере деятельности организации. Как правило, это некоммерческие, не облагаемые налогами, благотворительные организации, существующие на средства, завещанные им или на пожертвования.

Частная организация с государственным контрактом — приюты третьего типа принадлежат частным некоммерческим организациям, имеющим контракт с муниципалитетом города или округа на проведение работ по контролю численности животных и введению в жизнь правил, касающихся населения. Иногда приют служит лишь для содержания отловленных или сданных животных, в то время как сотрудники службы отлова животных и контроля правил содержания работают под руководством и наблюдением департамента полиции. В других случаях частная организация может нанимать, обучать и надзирать за работой сотрудников службы отлова животных, а не только предоставлять помещение для задержанных животных. Частные организации получают деньги с местной власти на содержание службы контроля численности животных, хотя они могут также собирать частные пожертвования для финансирования иных программ, таких как обучение гуманному обращению с животными и спасение животных. Как правило, организации, обеспечивающие муниципальные программы, обязаны содержать приют, допускающий эвтаназию невостребованных животных, то есть приют неограниченного приема.

2.2. Стерилизация и получение лицензии на право содержать домашнее животное.

В условиях бюджетных трудностей, с которыми постоянно сталкиваются местные органы власти, нелегко найти деньги на финансирование надзора за животными. Однако надзор за животными должен получать государственную поддержку. Затраты на эффективную местную программу надзора за животными обычно составляют в США по крайней мере 3 долл. на человека в год. Они могут полностью или частично покрываться платой за лицензирование домашних животных и за содержание животных в приютах. Эффективная программа надзора за животными не только обеспечивает городам текущую экономию на затратах (например, защита граждан от представляющих опасность собак позволяет экономить на расходах на лечение), но и способствует уменьшению будущих расходов по надзору за животными. Так, если в городе в 2006 году будет умерщвлено 4 тыс. животных (затраты на то, чтобы умертвить одно животное, составляют от 50 до 90 долл.), но одновременно не проводятся мероприятия по стерилизации животных, то через пять лет придется умертвить по крайней мере столько же животных. Если же в городе кроме умерщвления 4 тыс. животных будет проводиться дифференцированное лицензирование, финансируется программа стерилизации животных и организуется программа обучения в школах, то через пять лет придется умертвить гораздо меньшее число животных, и будет также обеспечена экономия ряда других затрат.

Одним из основных методов борьбы с бездомными животными является их стерилизация. Программы по стерилизации бездомных собак и кошек с целью сокращения их численности, обычно сталкивается с большими трудностями, так как в случае если стерилизуется менее 70% самок бездомных и владельческих собак и кошек эти программы приводят вместо уменьшения к увеличению численности популяции. Уменьшение количества новорожденных животных имеет тенденцию приводить к увеличению выживаемости популяции. Не охваченные стерилизацией беременные и кормящие самки встречают меньше конкуренции, поэтому и увеличиваются шансы на получение добычи. Получающие лучшее качество и количество корма щенки и котята менее подвержены болезням и так как они дольше остаются с матерью, они менее подвержены внешним угрозам. Пока 70% популяции собак и кошек не стерилизованы, стерилизация некоторых, но не всех, может в действительности приводить к репродуктивному взрыву.

При достижении доли стерилизованных владельческих животных 70 — 80% от общего количества, число отловленных животных начинает значительно сокращаться. Это позволило некоторым городам уменьшить число усыплений до минимума — предложение практически сравнялось со спросом.

Положительная динамика, связанная с массовой стерилизацией домашних животных, прослеживается и в масштабах целых стран. Так в США количество усыплений в приютах снизилось в 4 раза за последние 30 лет.

Перед новыми владельцами обычно ставится требование произвести стерилизацию/кастрацию взятого из приюта животного. Частные организации применяют различные последующие процедуры в целях гарантирования выполнения требования стерилизации, либо они располагают собственной клиникой, где производится стерилизация животных. Кроме того, частные организации могут осуществлять иные программы, как-то: службы спасения животных, выработка навыков послушания у собак, консультирование по проблемам поведения и расследования фактов жестокого обращения с животными.

В целях упорядочивания сведений по количеству имеющихся в собственности собак и ограничения их покупки, экономическим способом контроля численности собак является ежегодный сбор за лицензию за содержание собаки.

В некоторых штатах США специальные служащие предоставляют услугу оформления лицензии на дому. Служащие по оформлению лицензий имеют официальные документы с фотографией и носят ярко синие форменные рубашки или ветровки с логотипом службы лицензирования. Летом и осенью часы работы служащих обычно 17:00 — 21:00 в будние дни, 9:00 — 18:00 в субботу и 11:00 — 18:00 в воскресенье. Служащие могут принимать платежи и выдавать регистрационные жетоны непосредственно на дому.

Сумма лицензии не зависит от пола собаки, однако дифференцируется в зависимости от того, стерилизовано ли животное:

Населённый пункт Стерилизованная собака (долл.) Нестерили- зованная собака (долл.) Стерили- зованная кошка Нестери- лизованная кошка

г. Сиэтл, штат Вашинктон (6) 20 40 15 25

г. Чикаго (7) 2 5 2 5

Гравство Вашинктон (8) 16 40 16 40

Гравство Кинг (9) 20 60 нет сведений нет

сведений

г.Ливермор, штат Калифорния 5.50 11.0 5.50 11.0

г. Торонто, Канада (10) 25 60 25 50

г. Виргиния-Бич, штат Виргиния 70 75 20 25

Примечание. В Чикаго сумма сбора для владельцев старше 65 лет снижены: за нестерилизованную — 2.50, а за стерилизованную — 1 доллар. В графстве Кинг для слепых людей за содержание собаки-поводыря сбор отменен. Такая же политика для данных групп граждан проводится и в Канаде.

Таким образом, можно отметить, что разница в сумме сбора косвенно побуждает владельцев проводить стерилизацию своей собаки.

2.3. Просвещение населения.(11)

Критический фактор в поддержании баланса в собачьей популяции -закон спроса и предложения. Когда спрос увеличивается, цены растут, и становится доступным дополнительное количество щенков, которое является результатом разведения, как планового, так и непланового. Эта возросшая рождаемость приводит к переизбытку, когда спрос падает. Основной путь для контроля периодической избыточной продукции — более строгое регулирование спроса. Способ регулирования спроса — просвещение потенциальных владельцев относительно ложащейся на них ответственности при обзаведении питомцами.(12) Частные организации по гуманному обращению с животными нередко проводят образовательные программы по уходу за животными и их защите. Потенциальные новые хозяева животных, взятых из приюта, получают консультации и проходят обучение по вопросам ухода за собаками. Таким образом, несколько повышается уровень ответственности владельцев до того как им будет позволено взять животное из приюта.

Основные способы просвещения населения: через СМИ, распространение листовок, публикацию информации на интернет-сайтах городов, служб по разведению породистых собак, департаментов полиции и муниципальных органов власти. Проводимые Программы обучения охватывают людей всех возрастов, уровней благосостояния и интересов. Так, например, на муниципальном сайте в США говорится буквально следующее:

«Любая собака, бродящая без присмотра в общественных местах, классифицируется как безнадзорная и с ней поступят в соответствии с «Актом о защите окружающей среды, 1990».

Для владельцев собак приводятся следующие рекомендации:

• Привести собаку для прохождения обучения в специальную школу.

• Держать собаку на поводке во время прогулки в общественных местах.

• Отслеживать, чтобы во время прогулки на собаке был ошейник и идентификационный жетон.

• Перед покупкой определить, есть ли средства на содержание собаки.(13)

Специалисты в области контроля за животными в США единодушны во мнении, что ни одну программу нельзя считать законченной без хорошо спланированных мероприятий по обучению населения. Успех любой деятельности в сфере надзора за животными (от лицензирования до программ стерилизации) зависит от сотрудничества с информированным населением.

Программа обучения взрослых обычно нацелена на достижение нескольких целей:

• ознакомление владельцев домашних животных с обязанностями по удовлетворению потребностей своих питомцев и осуществлению контроля за ними;

• пропаганда гуманного отношения ко всем животным, как диким, так и домашним;

• предоставление владельцам животных информации о службе надзора за животными и ее роли в решении местных проблем, связанных с животными;

• просветительская работа среди взрослых и детей гуманному и ответственному обращению с домашними животными.

2.4. Современные методы быстрого поиска потерянного животного.

Как правило, быстро найти потерявшееся животное — достаточно трудное дело, т.к. у животных нет четких отличительных черт. Для ускорения решения данной проблемы, организуются телефонные линии (14) по поиску потерявшихся животных, а также существуют специальные локальные сетевые программы между различными приютами в городе, в которые вводятся данные о найденной и/или потерянной собаке.

В графстве Кинг, существует специальная услуга: «Уведомление о потерянном животном во время отпуска хозяев»: «Когда Вы покидаете дом во время отпуска, сообщите по телефону 206-296-2712, где и у кого Вы оставляете Ваше животное, и как можно будет связаться с Вами. Мы свяжемся по предоставленным Вами телефонам в случае, если животное потеряется и будет найдено нами во время Вашего отпуска».

2.5. Правила выгула собак и идентификационные жетоны.

Чтобы избежать увеличения численности бездомных собак, вводятся обязательные для выполнения Правила выгуливания собак, выполнение которых значительно сокращает количество сбежавших животных. Так, Правила по выгулу собак в городе Кэрри требуют, чтобы «все собаки и кошки находились на поводке, если находятся за пределами земельной собственности их владельца».(15)

Для ускорения поиска пропавших животных существует еще одна превентивная мера: обязанность хозяев приобретать специальные идентификационные жетоны и вещать их на ошейник своей собаке (примерная цена за нестирилизованное животное — 20 долларов, за стерилизованное- 10).

2.6. Ограничение численности животных у одного владельца.

Кроме того, в соответствии с правилами о городском зонировании в одном домовладении разрешается содержать не более 3 -4 -х собак (в целом в одном домовладении — не более шести животных).(16) В случае, если владелец хочет содержать большее количество собак, он тогда уже должен регистрировать питомник и, соответственно, получать специальную лицензию на право содержания питомника.

2.7. Заниженные цены на продажу бездомных животных из приюта.

Уменьшить число собак, подвергающихся эвтаназии можно, значительно снизив цену собаки, которую можно купить из приюта (нестерилизованная собака — 75 долларов, стерилизованная — 25).

2.8. Введение административной ответственности за нарушения действующего законодательства.

Наравне с превентивными мерами применяются штрафные санкции. Так, в городе Торонто (Канада) за незарегистрированную в срок собаку взимается штраф 240 долларов. В случае неуплаты штрафа, владельца вызывают в суд, и, согласно закону, максимальный штраф может достигать 5 тыс. долларов. (17)

2.9. Ведение статистики.

Все задействованные организации обязаны предоставлять полную информацию о количестве отловленных, возвращенных и усыпленных животных в муниципальные органы власти. На основании полученных статистических данных формируется направление будущих работ, определяется величина необходимых объемов государственного финансирования, а также полученная информация используется в качестве воспитательных мер при опубликовании сводных данных в СМИ.

Таким образом, для снижения численности бездомных животных и, следовательно, уменьшения количества усыплений в приютах важнейшей профилактической мерой является стимулирование предотвращения размножения домашних животных. Это достигается введением сниженных сумм сборов (налогов) с владельцев стерилизованных животных, массовыми просветительскими кампаниями зоозащитников и бесплатной стерилизацией животных малоимущих владельцев. Нестерилизованные животные остаются только у лицензированных заводчиков, выплачивающих за право заниматься данной деятельностью существенные налоги. Наряду с этим также вводятся меры по противодействию бесконтрольному выгулу собак.

В целом, решение вопроса по уменьшению численности собак было исполнено только через 30 лет после начала работы государства в данном направлении.(18) Действующие в США Программы Надзора за животными, различаясь в разных штатах по форме, по величине штрафов и по стоимости лицензий, содержат единый принцип проведения политики в отношении животных: «Большое число проблем в области надзора за животными создается не жестокими или не подчиняющимися закону людьми. Они в основном создаются не информированными людьми с добрыми намерениями».(19)

3. Опыт Германии в решении проблем бездомных животных

Опыт Германии показывает, что решить проблему бездомных животных невозможно за один-два года. Нужен более длительный срок — 5-9 лет. В Германии, также как в США и других странах, для решения проблемы требуется выполнение трех обязательных условий:

• Принятие нормативных актов, ограничивающих воспроизводство животных.

• Проведение Программ стерилизации и работа приютов.

• Воспитание и просвещение населения.

К принятию правительством конкретных мер подтолкнула активная работа общественных организаций (Tierschutzverein) — Обществ защиты животных. В каждом регионе Германии действуют подобные организации. Их первоочередной задачей является решение проблем бездомных животных.

3.1. Законодательство Германии в сфере обращения с домашними животными.

Германия — первая страна мира, которая ввела защиту животных в Конституцию страны (май 2002г., статья 20а).

В Германии действует Закон о Защите животных (Tierschutzgesetz), a также Распоряжение по содержанию собак (Hundeverordnung), законодательно утверждена система приютов.(20) В стране признана профессия «Защитник животных», а также действует специальная отрасль права — «Права животных» (Tierrechte). В этой области работают адвокаты, которые могут не только помочь в случае нарушения прав владельцев животных или в случаях издевательства над животными, но и помочь при приобретении животных.

Государство защищает права животных на гуманное отношение к ним. Жестокое обращение (21) провоцирует превращение собаки в бездомное животное, и действующее законодательство поощряет жалобы третьих лиц на безответственных хозяев. Закон о защите животных устанавливает штрафные санкции в случае нарушения правил обращения с животными. Так, например, за выброс животного на улицу (такая форма поведения приравнивается к издевательству) или его самовольное уничтожение налагается штраф 25000 Евро (если по каким-либо причинам нет возможности держать дома животное, то по действующему законодательству его следует отнести в приют).

Государство стремится уменьшить численность рождающихся животных даже среди профессиональных заводчиков, состоящих в официально зарегистрированных организациях — им предоставляются квоты, превышать которые они не имеют право. Бесконтрольно разводить животных запрещено.

Косвенный метод ограничения количества домашних животных — разрешение в договоре найма жилья устанавливать запрет на содержание в доме животного; данный пункт устанавливается на усмотрение владельца жилья. С другой стороны, если в договоре отсутствует данный пункт, то владелец не имеет право заставить неожиданно выбросить животное на улицу. Также арендатор имеет право до трех месяцев содержать «в гостях» домашнее животное, даже если в договоре присутствует пункт о запрете содержать животное.

В Германии взимается налог на содержание собак. Годовая сумма его колеблется в зависимости от города от 100 до 150 евро в год на первую собаку и от 200 до 300 евро на последующие, независимо от размеров и породы собаки.

Исключением являются только «бойцовые» породы собак, налог на их содержание составляет около 615 евро в год. Одна из причин — среди собак, чаще всего оказывающихся на улице (и в приюте), именно бойцовские породы встречаются чаще всего, т.к. именно с ними не справляются их владельцы. Владельцы бойцовых собак должны получить специальное разрешение на владение и справку «о благонадежности» собаки: «благонадежность» периодически проверяется с помощью тестирования. Для собак бойцовых пород введена обязательная страховка (от нападения, покусов людей и т.п.). Государство запрещает ввоз и разведение бойцовых собак (аналогичные меры приняты в Италии, Испании, Дании и Швеции).

Во многих городах малоимущие и получатели социальной помощи могут быть освобождены от уплаты налога или получить существенную скидку. Налог не взимается со служебных собак, включая собак-поводырей. В городах с большим количеством населения сумма налога выше.(22)

При регистрации права владения животным, ему присваивается специальный регистрационный номер. Владельцы собак либо гравируют полученный номер на ошейнике, либо наносят татуировку на ухо. Последнее достижение науки — микрочипироваыие — уколом в шею животному вводят чип (стоимость чипа — 25-30 евро); прибор, считывающий информацию находится во всех приютах и ветеринарных клиниках.

Что касается потерянного животного, то для его быстрого поиска была создана бесплатная база данных потерянных животных (TASSO Haustierzentralregister). Владелец на добровольной основе может ввести в нее информацию о своем животном с тем, чтобы в случае его пропажи поиск был ускорен. Порядок оформления прост и предусматривает внесение в компьютер фотографии и подробное описание животного.

Потеря животного происходит, как правило, во время прогулки. В целях обеспечения спокойствия отдыхающих граждан и предотвращения потери животного в Германии запрещен выгул собак без поводка в парках, зонах отдыха и заповедниках.(23) Собаки не допускаются на детские площадки, в продуктовые магазины и медицинские учреждения (возможность нахождения животных в кафе, ресторанах и частных магазинах определяется их владельцами).

3.2. Стерилизация и работа приютов.

Основным методом контроля числа животных в Германии, как и в других западных странах, считается стерилизация, которая производится отловленным бездомным животным в приютах и домашним животным в ветеринарных клиниках.

Приюты в Германии (около 500) — не просто место передержки и стерилизации собак и кошек, на которое государство практически не выделяет денег, но т.н. «места защиты животных». Здесь также проходят тематические встречи любителей животных; при приютах работают школы для собак, ведут прием ветеринары, которые иногда занимаются психотерапией с бездомным животным. Как правило, приюты организуются и функционируют под руководством Обществ защиты животных (Tier schutzverein).

Принцип работы приютов основан на принципе «безвозвратного отлова», (24) аналогично проводимого в США и Великобритании. Найденных животных передают всем желающим; также найдены новые возможности избежать эвтаназии: собак передают в общества слепых, дома престарелых. Для лечения душевно больных людей разработаны программы «Животные помогают людям», для реализации которых требуются специально дрессированные животные (собаки, лошади, дельфины).

Приюты выполняют еще одну важную функцию: они являются отелями для животных на время отпуска владельцев. Однако, в летнее время мест всем желающим не хватает и поэтому постепенно были созданы альтернативные варианты:

• Зоомагазины.

• Частные пансионаты для животных (список опубликован в телефонных книгах).

• Услуги «семейного уюта» («Pflegestellen mit Familienanschluss»), которые организуют частные лица (их объявления печатаются в местной прессе; они, как правило, известные и уважаемые люди среди обществ любителей животных).

• Фирмы по уходу за животным с выездом на дом (Haushueteragenturen). Персонал при поступлении на работу проходит проверку в полиции.

Для поиска временного места проживания животного созданы специальные агентства;(25) оказать помощь в поиске могут также общества по защите животных. Все эти организации пользуются единой базой данных, которая была создана на основе добровольных заявлений лиц, желающих принять участие в данном виде бизнеса.

Таким образом, в отличие от Франции,(26) в которой борьба с выброшенными животными в летний период ограничивается установлением штрафов и проведением социальной рекламы (расклейкой афиш), был найден действенный альтернативный способ решения проблемы.

Финансовые вопросы существования приютов.

Общества существуют на пожертвования и небольшую дотацию государства. Содержание среднего по величине приюта обходится примерно в 1 млн. евро в год.(27) Часть прибыли получается за счет собственной деятельности приюта: распределения (продажи) животных, организации праздников, и пр. Несмотря на хроническую нехватку средств, животным, как правило, обеспечивается полноценное питание и ветеринарная помощь. Уход осуществляется немногочисленным персоналом. Часть работы осуществляют солдаты альтернативной службы. Большой популярностью пользуются приюты как место прохождения школьной и студенческой практики. Любители животных всех возрастов и слоев населения приходят в приюты в свое свободное время, чтобы погулять с собаками, принести им еды.

Основной принцип работы приютов — сохранить жизнь принятым животным и найти им нового владельца. Поэтому они часто выступают в прессе (например, передачи «Tiere suchen Zuhause» или «Herrchen gesucht»; объявления в местных бесплатных газетах, в «Inserat», «Frankfurter Rundschau» и др.).(28)

Работники приютов составляют досье — перечень характеристик продаваемого животного (наличие болезней, прививок, черт характера) и дают квалифицированный совет при выборе породы в зависимости от предполагаемых условий содержания и т.п. Средняя стоимость продаваемой собаки — 170 евро, кошек — 75 евро.

В момент покупки будущий владелец подписывает договор, в котором обязуется гуманно обращаться с животным. Часто через две недели после покупки работники приюта навещают покупателя с целью убедиться, что владелец соблюдает условия продажи. Договор запрещает владельцу продавать или передавать животное другому лицу без предварительного информирования об этом приюта. За нарушение условий договора предусматривается штраф.

После покупки животного, владелец имеет право получить консультацию в данном приюте и/или отказаться от животного, вернув обратно.

Несмотря на многочисленные усилия работников приютов, многие животные все равно так и не находят владельцев и по причине недостатка мест и средств у приютов, подвергаются эвтаназии (в среднем 60% бездомных животных переходит в руки новых владельцев).

3.3. Просвещение населения

В Германии, как и в других развитых странах, специалисты пришли к выводу, что отлов и стерилизация бездомных животных — это уже борьба со следствием, поэтому с причиной их появления стремятся бороться превентивными методами: просвещая население, работая с каждым новым человеком, который принял решение завести себе домашнее животное. Упор делается на основных потребителей — детей, — тех, кто активнее всего выражает свое желание приобрести животное. Объяснить детям, что на человека ложится определенная доля ответственности при приобретении животного, направлены обязательные «уроки защиты животных» (Tierschutzuntemchte), введенные в школьный курс обучения в 90-х годах XX века. Недавно созданный в городе Фульде центр экологического образования организовывает семинары для детей и взрослых на темы защиты природы и животных.(29) Центр создан при содействии Министерства образования земли Гессен. Работа проводится не только силами нескольких преподавателей Центра, но также за счет привлечения представителей различных научных организаций и ассоциаций.

Государство совместно с общественными организациями и приютами воздействуют на общественное мнение и на принятие решения при покупке животного, ориентируя человека на приобретение беспородных собак и кошек из приютов (уменьшая тем самым количество животных, произведенных в коммерческих целях). Пропагандируется точка зрения, что породистые собаки, во-первых, обладают ослабленным здоровьем, а во-вторых, беспородные кошки и собаки являются т.н. «добрыми, социальными животными» (Familienhund), которые, пройдя трудное время бездомной жизни, умеют быть благодарными.

Таким образом, в экономически развитых странах борьба с бездомными животными осуществляется по нескольким направлениям:

• Создание системы учета, регистрации домашних животных и обязательная покупка лицензии на право заводить животное.

• Стерилизация животных.

• Организация приютов, в которых содержат потерявшихся животных, а также осуществляются операции по стерилизации и проводятся активные действия по поиску новых владельцев с целью уменьшения количества усыпленных животных.

• Установление правил по содержанию животных в жилом помещении и на прогулке.

• Работа по просвещению и обучению населения и персонала приютов. В США и Германии принцип борьбы с бездомными животными одинаковый. Следует отметить, что уменьшение числа бездомных животных происходит постепенно, в течение нескольких лет. Успех реализации программы во многом зависит от уровня сознательности граждан, их уважения к правам животных.

В целом господствующая сегодня парадигма мышления в отношении к домашним и бездомным животным — гуманистическая.

В подходе к проблеме взаимоотношений «человек — животный мир» в зарубежной экологической этике имеются два направления:

1) традиция подчинения, подразумевающая, что животный мир существует исключительно для человека и его потребностей;

2) традиция сотрудничества, предполагающая, что человек призван сохранять и совершенствовать животный мир.

 

Список использованных источников:

1. Handy G. Ocal. Animal Control Management. Management Information Service, ICMA: IMC Report, vol.25, n. 9, September 1993, // Надзорзаживотными. Управление на местном уровне.

2. Животные в городе. Материалы научно-практической конференции. М. Институт проблем экологии и эволюции им. Северцова А.Н. РАН. 2000. 3. Базы данных Internet.

4. Материалы Автономной некоммерческой организации «Благотворительное общество опеки бездомных животных».

(Комментарий ред. сайта: На основе материалов АНО «Благотворительное общество опеки бездомных животных» были составлены 1-я и 2-я часть настоящего документа. Эти материалы с 2005 года уже опубликованы на нашем сайте. )

5. Кажарская О. Защита животных и современный мир // Партнер. № 10/01 Германия.

6. Они поедут с нами //Вечерний Челябинск. 09-07-1998.

7. Гилинская И.Л. Зарубежная экологическая этика о взаимоотношении «человек-животный мир» // Новая литература по культурологии. Дайджест. II. 1995.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*